Антон Орлов и в заключении продолжает заниматься общим делом, не теряет бодрость духа. Красаучег. Товарищи, приветствую Вас всех!
Ко мне обратились товарищи из Союза Марксистов с предложением составить список рекомендуемых мной книг и кино (прим.ред. – подборка фильмов будет опубликована в субботу). С радостью это предложение принимаю!
Из книг, безусловно, рекомендую важное произведение писателя и революционера Николая Чернышевского «Что делать?». Глубочайшее по заключённым в нём вопросам и поднимаемым темам, открывающее всё новые и новые грани гениальности автора с каждым прочтением. Чернышевский замаскировал своё произведение под роман с элементами детектива. Такой ход позволил обойти цензуру Петропавловской крепости, где находился автор. Это произведение сподвигает уже не одно поколение революционеров вступать на путь, полный опасностей и грозящий расправой, но от того не перестающий быть единственно правильным для всех нас. Личный пример самопожертвования Николая Гавриловича, оставшегося верным своим убеждениям до самой смерти, дополняет созданное им великое произведение. Уверен, оно будет служить не только путеводной звездой, но и несмолкаемым призывом и непосредственным руководством к действию!
Как это ни странно, следом за художественным «Что делать?» рекомендую «Что делать?», но уже за авторством Владимира Ленина. Прошу не счесть за неудачную шутку, но после моего заключения в СИЗО у меня появилось достаточно времени для чтения и размышлений, и я неизбежно пришёл к организационным вопросам. Товарищи прислали том Владимира Ильича, а уже порядком подзабытое произведение «Что делать?», как и всё у Ленина, оказалось крайне актуальным и злободневным для нас сегодня. Вопросы организации нашей работы, правильного распределения обязанностей и ресурсов, борьба с кустарничеством и движение в сторону максимально эффективного воспитания политических кадров, способных уверенно работать на общероссийском уровне, стоят как никогда остро.
Ну и в заключении книжной части списка укажу своего любимого Салтыкова-Щедрина. Его «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города» подарили многим поколениям читателей галерею персонажей, которых мы до сих пор встречаем в абсолютном большинстве кабинетов. Патернализм и апатия огромной части общества, раболепие и пресловутое «терпение русского народа» – это то, что приводит к появлению больших и малых помпадуров и самодуров во всех без исключения этажах власти. Едкая и уничтожающая сатира Щедрина достигает цели исключительно потому, что писатель прекрасно знал, о чем он пишет, так как сам побывал чиновником довольно высокого ранга в одной из губерний. Собственно, смешного в этих произведениях довольно мало и при вдумчивом прочтении становится, скорее, страшно. Обличение самодурства и показанные начальственные персонажи – эталон сатиры, который, кажется, для России существует вне времени. К сожалению, Салтыков-Щедрин недостаточно верил в революционный потенциал народных масс. Автор заканчивает свою «Историю одного города» бурей, которая надвигается на город Глупов, и при этом не показывает, что происходит дальше: просто ли катастрофа и разрушение, либо все-таки созидание нового.
Антон Орлов