R!ASH: «У меня нет стремления достучаться до миллионов, моя цель поддерживать тех, кто уже ведёт борьбу» Он знает множество забавных историй о левых и заразительно смеётся, когда их рассказывает. А ещё он один из самых талантливых левых рэп-исполнителей, который способен зажечь огонь в глазах усталых и грустных. С Андреем R!ASH мы хотели поговорить только о работе и левом движе, не касаясь музыки, но оказалось, невозможно отделить его творческую составляющую от общественной. Поэтому интервью стало не только портретом активиста, но и подняло вопросы, как соединить идеи Маркса, профсоюзную работу и рэп. «Я всегда был левым» — Как для тебя началось участие в левом движении? — Я всегда был левым, это проявлялось в разной степени радикализации и неразрывно шло вместе с творчеством. Начал писать стихи в 13 лет, мы тогда жили в Башкирии — отец был военным, и мы много переезжали. Новый город, новая школа (всего я их сменил семь штук) и самый трудный период взросления. Я дни напролет слушал Дельфина, делал уроки и учился играть на гитаре. Первыми текстами были классические душевные терзания, как это водится у ребят, взявшихся марать бумагу. Тема одиночества занимала первую строчку моего подросткового хит-парада, но уже тогда на сцену выходила социальная повесточка. У меня всегда было убеждение, что музыка не должна делаться для заработка бабла. Творчество должно нести в себе высшую цель. Помню, я даже состряпал свою первую листовку в тот период на этот счёт и завандалил ей все автобусные остановки, до которых сумел добраться. Дальше опять переезды, брошенная после 10 класса школа, техникум, несколько музыкальных групп – во всех я сочинял тексты и пел. С последней в 2009 году мы, играя трэш, даже собирали некоторое количество публики, приличное для местной команды. Музыка, пожалуй, единственное, что меня тогда волновало. В идеологическом плане я себя считал околоанархистом, читал Кропоткина и Бакунина, слушал Летова и Мастейна. Оба, кстати, со мной до сих пор. Но обостряющиеся противоречия и общественные катаклизмы подталкивают к радикализации сил. Я стал самостоятельно заниматься марксистской теорией. Хотел разобраться, почему моя установка о том, что искусство должно быть честным, не работает, наследие Советского Союза, в каких бы то ни было проявлениях, безальтернативно хоронится, а на пробежку выстраиваются зигующие патриоты. Время шло, подкрался 2013 год, а я вляпался в КПРФ. «Мне посоветовали не пугать коммунистов «этими марксизмами» — Чем ты занимался? Удалось ли реализовать те чаяния, за которыми ты пришел в КПРФ? — Обнаруживая в себе ностальгию по советскому прошлому, которого я в общем-то не застал, родившись на исходе Союза, партию я видел продолжательницей дела КПСС. Было ощущение, что только меня там не хватает и вместе мы вернем власть народу. Меня определили в ЛКСМ. Я начал предлагать как-то образовываться, читать труды марксистов. Но оказалось, что никому это не нужно. Мне посоветовали не пугать коммунистов «этими марксизмами». И это не последний раз, когда я слышал подобное от КПРФ. Там я пережил два раскола, был помощником депутата законодательного собрания, секретарем отделения ЛКСМ. Тогда же поступил учиться на госслужащего. Ездил в несколько райцентров открывать ячейки. Мы изучали работы классиков, проводили субботники, старались налаживать какую-то деятельность. Но по итогу должность секретаря стала оплачиваемой, и меня сменили «свои люди». — Натура у тебя деятельная. Начал дальше что-то искать? —У нас в городе есть марксистский кружок. Я с ними худо-бедно взаимодействовал с 2013 года. Пытался что-то делать, но снова мой пыл охлаждали. Там все ребята классные, в теории подкованы шикарно. Но они так засиделись в своём кружке, что расшевелить невозможно. Пытался их вытащить хоть на какую-то деятельность, может, поменять подход к образованию, больше вовлечь присутствующих. Была идея создать канал (на Youtube — прим.ред.), который будем делать всем кружком. Он назывался «Синтез». Первый ролик получился совместным, но на этом их деятельность закочилась, дальше я продолжал практически один. «То, что народ пассивен и не готов отстаивать свои интересы, меня не удивило» — Как ты склонился к Союзу марксистов? — Когда создали Союз марксистов, я следил за ним, манифест репостнул в свою группу. Были сомнения, дискуссии, шум вокруг организации. Я не занимал никакую из сторон, думал, что поутихнет, и решу. Года два назад мне позвонили, мы обсудили возможное взаимодействие, и вот с мая 2022 года я в направлении профсоюзной работы. — Проблема организации рабочих тебе открыла что-то новое в состоянии современного общества? — То, что народ пассивен и пока не готов отстаивать свои интересы, меня не удивило. Однако я встретил настоящих товарищей, выдающихся активистов, устремлённых в будущее. В коммунистическое будущее, которое мы стараемся приближать по мере сил. — Расскажи тогда, почему важно сегодня организовывать профсоюзное движение. Ты говоришь, пришел строить коммунизм. Строй коммунизм. При чём тут профсоюзы? — Если пробежаться по верхам, что такое коммунизм? Каким образом коммунизм (социализм) выражается? Власть народа, диктатура пролетариата, советы рабочих и крестьян... Но они на пустом месте не рождаются, а формируются из активных, осознавших свои классовые интересы рабочих. Ничто лучше не организовывает, чем профсоюз, борьба за свои интересы. Даже лучше так: совместная деятельность по отстаиванию своих интересов пробуждает классовое сознание. — А у тебя с товарищами на этом пути что-то получается? — Я уже почти год в рабочей группе. Вижу процесс изменения людей, которые в этом участвуют. Да, профсоюз ещё пока не шагает по планете, но точно могу сказать, что работы проделано огромное количество и результаты осязаемы. Вижу людей, совместно занятых общественно необходимой работой, которые за неё не получают денег и тем не менее всецело отдаются этому делу. Это тот самый неотчуждённый творческий труд. Вижу, как люди растут, получают навыки. Мы создаём продукт коллективного творчества, будь то какие-то лекции или статьи и брошюры, методики и подходы. Мы учимся, результатов становится больше, они становятся качественнее. — Что бы ты посоветовал начинающим активистам? — Готовиться к тому, что будет сложно, потому что это надолго. Бояться — нормально, сомневаться — полезно. — Мы находимся в стадии, когда прекарная занятость берёт своё, отнимает у людей уверенность в завтрашнем дне. Как смотришь на будущее рабочего движения в России? — Я верю в успех, «учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Борьба антагонистов — объективный процесс развития общества. Исходя из него, общество либо развивается, либо деградирует. Развиваться оно может только в сторону социализма. Деградировать — в сторону фашизма. Поэтому, если не хотим фашизма, должны бороться за социализм. У меня есть уверенность в том, что наше дело правое и победа будет за нами, как бы банально это ни звучало. «Сейчас я делаю песни с конкретной целью — утверждение идей марксизма» — Помогает ли работе творческая деятельность? Как это соединяется в тебе? — Творчество — это неотъемлемая часть любого человека, которая проявляется в разной степени осознанности. У меня — в форме стихов и песен. Делаю тексты уже 20 лет, могу сказать, что кое-что в этом понимаю. Были разные периоды, набивая руку, я строчил без остановки для тренировки или развлечения обо всем подряд. В какой-то момент сочинять рок и металл стало слишком легко и скучно. Открыл для себя рэпчик, с его многообразием форм и ритмических завихрений. Поначалу воспринимал это как разминку ума или тренировку навыков. Но этап пройден, и сейчас делаю песни с конкретной целью — утверждение идей марксизма. Получается настолько, насколько хватает таланта, а главное, времени и усердия. Пишу долго, поэтому развлечением и отдыхом это назвать сложно. Согласись, сочинять, держа в уме товарно-капиталистическую формацию с её противоречиями, эксплуатацию, классовую борьбу со всеми вытекающими «диалектиками», пытаясь уместить это в удобоваримую, качественную форму, с целью увлечь непопулярными идеями — не то же самое, что писать, как ты здорово скатался в тур, а «жопу вытирать салфеткой хорошо». Тут могу привести свою же строчку: «Я в агитку превращаю каждый выдох, это мой долг», — с долей самоиронии, разумеется. В то же время напрашивается очевидный вывод, что как ни шифруй, как метафорами ни обкладывай, широкой массе, скорее всего, все эти смыслы на хер не нужны, ведь для большинства людей песни — это способ отдохнуть, так и должно быть. Поэтому вектор творчества сменился, и к изменениям подтолкнул органайзинг. Меня не интересует широкая аудитория. Мои песни не окажут на неё должного эффекта, ведь мы помним про базис и общественное сознание. Нужно сформировать инициативную группу, движущее ядро. И вот для него я бы хотел быть мотиватором. Рупором для тех, кто поведёт людей. В общем, сейчас я очень сильно сузил свою целевую аудиторию. У меня нет стремления достучаться до миллионов, моя цель — поддерживать тех, кто уже ведёт борьбу, как бы высокопарно это ни звучало. «Левых мало, потому что это непопулярно» — Меня беспокоит один момент. Почему в левой среде так мало тех, кого мы знаем как классных исполнителей? — Потому что общественное бытие определяет сознание. Так как сознание буржуазное, то и песенки большинства буржуазные. Они транслируют окружающую действительность: кто-то пишет условную депрессуху, кто-то заражается идеей об успехе. Плюс, сейчас творчество преподносится как очередной симулякр: якобы можно зачитать рэпчик, лёгкие деньги заработать и жить в кайф. Ну, и уровень образования неумолимо стремится к нулю, а с ним и качество потребляемого контента. Даже сейчас мы обсуждаем прописные истины, но до этого места, уверен, дочитали только те, кто уже «в теме», стороннему слушателю это всё неинтересно, и вообще, лучше в TikTok позалипать. В целом, положительные тенденции присутствуют, обострение общественных противоречий неминуемо выливается в творчество, музыканты выходят из подполья, появляется множество талантливых творцов, но, мне кажется, сейчас многие ещё на стадии поиска подходящей формы. — Я понимаю, что ты оптимистично настроен, раз говоришь,что левые творцы выходят из подполья. — Процесс идёт, количество переходит в качество. Мы же диалектики, а значит, если в паблике Союза марксистов разговаривают с левым рэпером, то он откуда-то взялся, и значит, это кому-то нужно. — Что бы ты сказал ребятам, которые мечтают, чтобы искусство служило какой-то идее, а не только приносило доход? — Важно смотреть на творчество критически и никогда не стоять на месте. Потому что если ты не развиваешься, значит, деградируешь. Смелее. Не бойтесь искать новые формы, не бойтесь экспериментировать. И не пытайтесь угодить конъюнктуре. «Так пылай, чтобы дотла гореть и пой, Прометей».

Теги других блогов: рэп R!ASH левое движение